В погоне за экологичностью

| Ноя 17, 2017

Загрязнение окружающей среды — глобальная проблема человечества. Транспорт, в том числе и автомобильный, доставляет вред окружающей среде, здоровью людей и животных. Известно, что выхлопные газы от автомобильного транспорта составляют порядка сорока процентов загрязнений воздуха на Земле. Эту проблему пытаются решить во всем мире. Екатеринбург- не исключение. В городе появились новые автобусы зеленого цвета, их называют экологически-чистыми. Работают автобусы на новом виде топлива — природном газе. Правда ли, что эти автобусы причиняют меньший вред атмосфере, нежели бензиновые и дизельные предшественники? Попробуем выяснить.

 

Чем же вредны автомобильные выхлопные газы?

Самое вредные токсичные вещества, содержащиеся в автомобильных выхлопных газах — оксиды азота. Они намного опаснее угарного газа. Кроме этого, авто-выбросы содержат токсичные компоненты (альдегиды, углеводороды) и канцерогены (сажа, бензпирен). Также вместе с газами выхлопные системы авто выбрасывают в воздух соединения свинца — тяжелого металла. Большое скопление выхлопных газов в атмосфере оказывают существенный вред на организм человека. Они способны вызвать иммунодефицит, спровоцировать болезни легких, вызвать атеросклероз сосудов головного мозга.

Кроме этого, экологи считают, что повышение концентрации углекислого газа способствует «парниковому эффекту», а это может стать одной из причин глобального потепления.

Природный газ для авто — что это?

Природный газ образовывается в недрах земли и представляет собой смесь газов, которые образовались при разложении органических веществ, Такой газ является полезным ископаемым.

Для заправки транспорта используется различные виды сжиженного газа: метан(природный газ), пропан, бутан и смеси, их называют углеводородные газы. Также существует компримированный вид газа — это сжиженный метан. Сжижают его с помощью компрессора, при этом объем газа уменьшается в 200–250 раз. Для получения сжиженного газа природный газ нужно охладить до температуры -161,5 °С. Объем газа при этом уменьшается в 600 раз.

Важно отметить, что Россия — самая богатая страна по количеству природного газа в недрах земли. Около пятидесяти триллионов кубических метров природного газа находится в нашей стране.

«У нас ЕВРО-5»

На самом деле существуют определенные стандарты, регулирующие содержание вредных веществ в выхлопных газах. И называются они ЕВРО-1/2/3/4/5 . С 1 января 2018 года в России начнет действовать класс экологичности ЕВРО-5.  В Европе же она действует с 2009 года. Распространяются эти стандарты на все ввозимые автомобили. По ЕВРО-5 содержание в выхлопных газах вредных веществ не должно превышать: СН до 0,05 г/км, CO до 0,8 г/км и NOy до 0,06 г/км. Автобусы, работающие на компримированном природном газе соответствуют данному стандарту.

Рисунок 1

На рис. 1 приведено сравнение количества вредных выбросов в атмосферу различных видов топлива в сравнении с компримированным природным газом. Слева изображен автобус, который работал на бензине, посередине автобус, работающий на дизельном топливе и справа — новый автобус ПАО «НЕФАЗ», работающий на компримированном природном газе. В отработанных газах двигателей, работающих на природном газе, содержится: 0,2 г/км оксидов углерода, 0,04 г/км оксидов азота, 0,016 г/км твердых частиц. . Очевидно, что количество выброса вредных веществ в атмосферу значительно меньше у авто, которые работают на природном газе.

По данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации» количество вредных выбросов в атмосферу составляет более 13,6 млн. тонн в год. Это число может стать меньше. Именно для этого и ввели стандарт ЕВРО-5. Проблема состоит в том, что на данный момент лишь 16% от всего парка грузовых автомобилей и автобусов в РФ соответствует стандарту ЕВРО-5, 11% соответствует ЕВРО-3, остальные 73% — стандартам ЕВРО-2, ЕВРО-1, ЕВРО-0. Российский парк грузовых авто и автобусов нуждается в обновлении, т. к. всего 17% от 8,4 млн.ед. техники составляет молодая техника до 5 лет, 43% — техника, работающая от 5 до 20 лет, остальные 40% — авто, которые работают уже более 20 лет.

Замещение дизельной и бензиновой техники новой газомоторной приведет к значительному сокращению количества вредных выбросов в атмосферу. Подтверждает это рис. 2.

Рисунок 2

Экологически чистый — не значит дорогой

Среди главных преимуществ природного газа — его невысокая цена. Ведь он значительно дешевле бензина и дизельного топлива. Автобус, который работает на дизельном топливе, например требует около 3 тысяч рублей в день, в то время как для заправки автобуса метаном на 1 день требуется около 1 тысячи рублей.

Будущее за природным газом

На данный момент в Екатеринбурге работает более 100 автобусов производства ПАО «НЕФАЗ» и ОАО «МАЗ». Все автобусы выкрашены в зеленый цвет. Его выбрали екатеринбуржцы в процессе специального опроса, который был проведен на сайте муниципалитета города. Автобусы, работающие на компримированном природном газе заправляют два раза в день. Кроме того, существуют определенные условия для снижения количества выбросов в отработанных газах. Как сообщает главный инженер ЕМУП «Муниципального объединения автобусных предприятий» Андрей Викторович Эльзессер, к ним относятся: «Умеренный разгон автомобиля, поддержание возможно постоянной скорости движения, умеренное замедление, исключение (по возможности) работы двигателя на холостом ходу, контроль давления в шинах, минимизация нагрузки».
В планах — дальнейшее замещение дизельного и бензинового общественного автотранспорта на технику, работающую на природном газе. Тем более, что Россия — страна № 1 по добыче природного газа в мире!

Информация о количестве вредных выбросов, а также график «Эффект от замещения дизельной и бензиновой техники новой газомоторной техникой», предоставлена ПАО «КАМАЗ»

Екатерина Землянская

автор статьи